Авторитарный стиль управления хоккейного тренера

На семейной группе по хоккеюДемократический стиль управления командой является наиболее комфортным для всех участников подготовки хоккеистов. Тренеры меньше тратят нервов, у спортсменов меньше стресса на тренировочных занятиях.  Чтобы тренеру-адепту демократического стиля управления командой поддерживать дисциплину, исполнительность и высокий уровень самоотдачи спортсменов на тренировках и на соревнованиях, ему необходимо обладать высоким уровнем личностных качеств и авторитетом у воспитанников. Далеко не все тренеры обладают такими качествами. И поэтому, чтобы добиться послушания от воспитанников, тренеры используют авторитарный стиль управления командой.

Авторитарный стиль управления имеет все права на существование. Он оправдан своей эффективностью и  высокими спортивными результатами. Жесткий стиль руководства тренера позволяет поддерживать высокий уровень дисциплины и добиваться полной самоотдачи от спортсменов. Но чтобы вести тренировки в авторитарном стиле, необходимо обладать не только высоким уровнем личностных качеств, но и высоким уровнем компетенций в своей профессии. Беспрекословное выполнение спортсменом указаний тренера без учета мнения спортсмена, его самочувствия, его желаний налагает на тренера большую ответственность. В неумелых руках авторитарный стиль управления превращает тренировочный процесс в тиранию и «самодурство» тренера.

Приведем примеры из практики. Тренер набирает группу или заступает на должность тренера в детскую хоккейную школу. Дети постепенно привыкают к тренеру и начинают чувствовать себя свободнее и дисциплина в группе расшатывается. Не умея привести в порядок дисциплину «мирными способами», тренер начинает кричать. Крик взрослого человека подавляет детскую волю, и дисциплина временно налаживается. Со временем дети привыкают к крику тренера, и в ход идут другие меры воздействия на ребенка: наказания, удаления с поля, с тренировки, из состава и так далее. Подобные меры нельзя назвать адекватными, поскольку в результате их применения всегда есть ущемленная сторона. Это, в свою очередь, может иметь негативные последствия для всего коллектива, поскольку максимальное развитие команды является результатом максимального развития всех игроков. Иногда тренер просто не учитывает индивидуальные особенности ребенка, его семейную ситуацию, возможности его родителей (удаленность места проживания, материальные возможности, дефицит времени и т.д). Хуже всего, когда тренер позволяет себе кричать на родителей, командовать и обращаться к ним неуважительно.  Этим он еще более подрывает свой авторитет и показывает себя с невыгодной стороны.

Детскому тренеру необходимо помнить, что для родителей их ребенок – самое дорогое, что у них есть. И это самое дорогое они доверили тренеру, этим повышая значимость тренера, выказывая ему свое уважение, так как самое дорогое не отдают человеку, которого не уважают. Дальше уже работа тренера должна оправдать оказанное доверие.  Если тренер не уважает родителей, грубо или некорректно с ними разговаривает, он постепенно может утратить уважение окружающих. Вы же не будете уважать человека, который не уважает вас. Из этого могут вырасти конфликтные ситуации, которые всегда отрицательно сказываются на процессе подготовки спортсмена. Ну а если при вежливом отношении к родителям, они потеряли доверие к тренеру, значит компетенции тренера недостаточны, и тренеру следует задуматься о повышении качества его работы.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации: неадекватные родители, слишком активные, не разбирающиеся в деятельности тренера и т. д. Нужно помнить всегда: хорошие доброжелательные отношения только помогают процессу подготовки хоккеистов, делают его эффективнее и добавляют авторитета тренеру и родителям в глазах ребенка.

Автор: Осминкин Всеволод Ильич

 

Другие статьи по теме:

Из-за большого количества детей тренер делит группу на подгруппы. В этом есть свои плюсы, главный из которых – лучшая реализация индивидуального подхода, но ситуация в корне меняется, когда тренер делит детей на группы по уровню подготовленности. У такого деления есть спорные моменты
Статья Всеволода Осминкина о пользе отдыха. Родители юных спортсменов, молодые спортсмены и спортсмены-любители, ЗАПОМНИТЕ! Рост спортивных результатов происходит только при наличии отдыха после нагрузки!
На наши вопросы ответил Казаков Владимир Игоревич, главный тренер детского хоккейного клуба «Альфа и Омега», в котором продолжается набор детей 2013-2015 годов рождения в команды.
Предлагаем приобрести очень полезную вещь - нейтрализатор запаха для хоккейной экипировки, коньков, шлемов и перчаток. Нейтрализаторы запаха Helmetex доступны для покупки со скидкой 10% по промокоду PROFY
О важности сопровождать, и учить спортсмена, расслабляться психологически, научиться разгружаться и скидывать с себя все, что ему не нужно
Самая распространённая и наболевшая проблема о которой приходится слышать психологу - «Мотивация». Приводим частый пример из практики хоккея
Принципиальное отличие игры в хоккей детей от игры взрослых игроков - игра взрослых – это уже не совсем игра
Поднимаем тему воспитания детей, но не про воспитание в целом, а про маленькие секретики и наблюдения, на которые следует обратить внимание. Сегодня поговорим о такой обыкновенной вещи как щекотка, и как она нам пригодится в хоккее
Мы составили список популярных фильмов про хоккей, катание на льду, преодоление трудностей и успех в спорте
Главный актер фильма Серебряные коньки Федор Федотов проходил коньковую подготовку с главным тренером школы, и ответил на несколько наших вопросов
Предпочтение тренировок, направленных на развитие специальных умений, тренировкам на развитие общей физической подготовки (предпочтение ранней специализации общей физической подготовке)
Видео-сюжет телеканала Санкт-Петербург об уникальных групповых тренировках для всей семьи. Обязательно приходите на них со своими детьми и не только!

Приглашаем на наши тренировки

Расписание тренировок
Записаться на тренировку
Присоединяйтесь
и следите за новостями и событями в наших сообществах!