Деление спортивно-оздоровительных груп
Деление СОГ на подгруппы
СОГ – спортивно-оздоровительная группа – первый этап многолетней спортивной подготовки хоккеистов, в ней занимаются ребята 5-6 лет. Деление группы СОГ на подгруппы актуальна для спортивных школ, в которых проходит набор детей в большом количестве. Из-за большого количества детей тренер делит группу на подгруппы. В этом есть свои плюсы, главный из которых – лучшая реализация индивидуального подхода.
Ситуация в корне меняется, когда тренер делит детей на группы по уровню подготовленности. У такого деления есть спорные моменты:
- Уровень подготовленности – термин, который подразумевает собой результат процесса подготовки. Дети приходят в спортивную школу не все одновременно. Кто-то пришел с начала образования группы, кто-то через три месяца, а кто-то через год. Понятно, что уровень подготовки у них будет разный. Разница в три месяца или в год, по большому счёту, не столь существенна, т. к. умений, которыми должны овладеть ребята дошкольного возраста, не так много. Дети должны больше повторять и закреплять базовые технические элементы (основную стойку хоккеиста, толчок, скольжение, и. т.д.). Скорость и качество освоения технических элементов зависит от способностей ребят, а кто-то берет упорством и трудолюбием. Все эти качества иногда бывает трудно рассмотреть за несколько месяцев. Определение детей в подгруппу по уровню подготовленности на этом этапе необоснованно, так как еще рано делать какие-либо выводы относительно способностей детей.
- Спорным моментом является случай, когда тренер делит спортивно-оздоровительную группу по уровню подготовленности по своему усмотрению, так сказать «на глаз», «как ему кажется». Такой способ деления не вызывает споров только тогда, когда один ребенок явно превосходит другого по уровню технической подготовленности. А если дети примерно одинаковые? Или один не умеет тормозить, а другой – поворачивать? Какой из них лучше? Решение тренера будет спорным.
- Деление на подгруппы на основе контрольных нормативов – способ, который имеет под собой основания. Но дело в том, что многие дети психологически по своему возрасту не готовы сдавать нормативы. Дети «спят на старте», не умеют стартовать, тормозить или тормозят перед финишем, смотрят на оппонента, а не бегут на скорость – у каждого ребенка свое представление об этой процедуре. В конце концов они просто не представляют, зачем это нужно и на что это влияет. Поэтому у детей нет адекватной мотивации. Также не все тренеры знакомы с методикой проведения контрольных испытаний с детьми дошкольного возраста, т. к. в программах обучения по хоккею нет нормативов для СОГ, а следовательно, и методики проведения контрольных испытаний.
- Еще одним спорным моментом является распределение детей «по поведению». В этом случае тренер признается в своей неспособности организовать воспитательный процесс и своей слабой компетенции как педагога. Не всегда одаренные дети хорошо себя ведут, более того, существует мнение, что баловство – признак здорового ребенка.
Все эти спорные моменты можно было бы не учитывать (все равно это только начало многолетней подготовки хоккеистов), если бы не результаты, к которым они могут привести:
- Отношение тренера ко второй, третьей, …. и т. д. подгруппам, как правило, отличается от отношения его к первой подгруппе – игрокам более технически подготовленным. Из профессии педагога и тренера нельзя никак убрать субъективный фактор, тренер тоже человек и у него всегда есть своя оценка занимающихся и свое личное отношение к ним. Группа с более высоким уровнем технической подготовленности всегда интереснее тренеру, они, как правило, лучше выполняют задания, лучше дисциплинированы. Тренер все силы отдает лучшей группе, а занятия с группой похуже проводятся уже для галочки. Дети чувствуют такое отношение тренера, и мотивации к занятиям это не прибавляет, результаты растут медленнее, чем в первой группе. Дети постепенно уходят из хоккея.
- Отношение детей к тренировкам не в основной группе тоже далеко не является примерным. Ребята понимают, что они во второй, третьей и т. д. группе, самооценка падает, теряется интерес – дети постепенно уходят из хоккея.
- Детям не с кем себя сравнивать – юные хоккеисты катаются не с самыми лучшими игроками, на общем фоне им кажется, что все неплохо, ребята успокаиваются – рост результатов замедляется. Сильная группа постепенно увеличивает отрыв в уровне технической подготовленности, что тоже приводит к завершению «карьеры хоккеиста» ребят из неосновной группы.
- Родители детей из неосновной группы видя «успехи» своего чада и отношение тренера, решают поменять вид спорта и найти, где талант их ребенка себя проявит в полной мере.
- Деление детей на подгруппы по уровню подготовленности толкает родителей на участие в гонке за попадание в хорошую группу. Чтобы ребенок занимался с сильными ребятами и не попал в «отстой», родители вместе с детьми отправляются на дополнительные занятия. Некоторые родители настолько увлекаются этим, что их дети тренируются не по одному разу в день семь дней в неделю. Такая перегрузка вредит не только физическому развитию, но и психологическому состоянию ребенка, способствуя раннему профессиональному выгоранию.
Как бы ни хотелось тренерам ускорить процесс формирования команды, повысить эффективность тренировочного процесса в спортивно-оздоровительной группе, не стоит торопить события. Нужно просто немного потерпеть и тренировать одинаково всех детей, которые пришли заниматься хоккеем.