ОФП против СФП в хоккее
Предпочтение тренировок, направленных на развитие специальных умений, тренировкам на развитие общей физической подготовки (предпочтение ранней специализации общей физической подготовке)
Общая физическая подготовка (ОФП) – процесс, направленный на совершенствование всех физических качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости, координации движений) в их оптимальном соотношении.
Специализация в хоккее (СФП) – процесс, направленный на освоение специальных знаний, умений и навыков, необходимых в хоккее.
Специальная подготовка базируется на общей физической подготовке. Ранняя специализация – освоение специальных умений при недостаточном уровне общей физической подготовленности.
Основная причина ранней специализации лежит на поверхности — овладение детьми техникой игры в хоккей раньше других сверстников. Юные хоккеисты лучше других катаются на коньках, ведут шайбу, бросают по воротам, одерживают победы в хоккейных матчах – не это ли показатели успешности и эффективности подготовки? Но дело в том, что успех в детском возрасте не означает успехи во взрослой жизни, а эффективность подготовки проверяется на выпуске из хоккейной школы.
Для родителей юных хоккеистов скорость овладения техникой – основной показатель успешности ребенка и его превосходства над другими детьми. Следовательно, если задача состоит в том, чтобы четырехлетний ребенок катался на коньках лучше других, надо чаще выводить его на лед. Чтобы он лучше всех водил шайбу, нужно больше работать над техникой владения клюшкой. Другими словами, чтобы лучше прыгать — надо больше прыгать, а чтобы лучше бегать – больше бегать. Но дело в том, что в спорте и в воспитании детей дело обстоит несколько сложнее.
Давайте поставим вопрос: какой ребенок будет быстрее прогрессировать на тренировках – хорошо развитый физически, ловкий, координированный или слабый, неуклюжий? Ответ понятен – первый. А какой ребенок будет лучше кататься на коньках: ребенок, первый раз вставший на коньки, или ребенок, занимающийся хоккеем целый год? Понятно, что самому одаренному ребенку на освоение техники требуется время, и с первого раза, как правило, никто не может прокатиться на коньках с идеальной техникой.
Дети, не смотря на их, казалось бы, нескончаемую энергию, довольно ограничены в количестве и времени тренировочных занятий. Достаточно, посмотреть на нормативные документы по физкультурным занятиям в детских садах и детских спортивных школах. Из них видно, что физкультурные занятия непродолжительны и проходят не чаще 2-3 раз в неделю. Это связано с тем, что детский растущий организм – очень хрупкий, и чрезмерные нагрузки очень опасны для его роста и функционирования. Большие нагрузки могут вызвать сбои в работе вегетативной нервной системы, повысить риск заболеваемости ОРВ, ОРЗ и т.д. То есть ребенок не может тренироваться 7 дней в неделю. Если сравнительно небольшое количество тренировочных занятий тратить на развитие общей физической подготовленности в то время, как другие ходят на дополнительные ледовые занятия, то ребенок будет кататься хуже других. А если ребенок будет хуже других, он может не попасть в состав или его могут отчислить из команды. Никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок расстраивался или чувствовал себя неполноценным. А при наличии более амбициозных планов ребенок должен быть лучше всех. Ребенок рассматривается в таких случаях как вложение средств, чтобы в дальнейшем, когда он станет профессиональным игроком, обеспечил безбедное существование себе и своим родителям. Отдавая предпочтение дополнительным занятиям на льду, родители не учитывают того, что в детском возрасте для полноценного физического развития ребенку необходимо выработать определенный объем движений. В условиях современного города это можно сделать только на специально организованных занятиях по общей физической подготовке. Не достигнув нужного уровня общей физической подготовленности, уровень освоения специальных умений и навыков очень быстро достигает своего максимума, и рост мастерства хоккеиста останавливается. В современном российском хоккее дети в 8-9 лет играют как настоящие профессионалы, а в 15-16 – хоккеистов хорошего уровня уже сложно найти. Для сравнения можно взять такие страны как Финляндия и Швеция. Там детские хоккейные команды в сравнении со сверстниками из России выглядят, как дворовые коллективы, а процент игроков, ставших профессиональными хоккеистами, выше в несколько раз.
Страх родителей — остаться за бортом хоккея понятен, но гораздо полезнее в свободное от тренировок время не вести ребенка на дополнительное занятие на льду, а направить усилия на повышение уровня общей физической подготовленности. Это отразится на скорости и качестве освоения техникой хоккея, повысит пределы роста хоккейного мастерства, а также будет являться профилактикой травматизма, раннего профессионального выгорания, поможет избежать патологий опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др.