Вопросы спортивному психологу
На наши вопросы отвечает спортивный психолог частной практики Бодрова Мария Сергеевна.
Чем психология хоккеиста, отличается от других спортсменов?
Целым спектром моих эмоций и видовых характеристик от разных видов спорта по-разному, например от фехтования, тенниса — высоким навыком командного мышления, умением держать в фокусе цели участников команды, их особенности и направленность. От футбола — повышенной готовностью к рискам физического плана, ориентация в пространстве наиболее высоких скоростях.
На этом списки не ограничиваются. Можно ещё рассмотреть восприятие каждого игрока по отношению к игрокам из других видов спорта.
Это может быть интересным исследованием, кстати, благодарю за идею).
Как часто, обращаются хоккеисты с психологическими проблемами к Вам?
Здесь стоит отметить, что среди спортсменов пока не так популярна работа с психологом, как в других сферах. До сих пор существует убеждение, что психолог нужен тому, кто болен. Но это далеко от правды. Тому, кто болен, психолог не поможет, это уже к психиатрам, они и таблеточки могут прописать и на терапию отправят. А психолог работает со здоровым человеком, который хочет выйти на новый уровень собственной эволюции. И тут, как раз психолог именно тот, кто поспособствует этому процессу, сделает его более экологичным и быстрым. Считаю, каждый должен заниматься своим делом: психиатр лечить, психолог способствовать, спортсмен расти.
Какие основные проблемы и вопросы вы обсуждаете с хоккеистами?
Это очень индивидуально. Первичный запрос касается игровых моментов, бывает, что этим и ограничивается: повысить концентрацию, обрести уверенность, освоить навыки саморегуляции. Для пролонгированного результата необходимо все задачи рассматривать в контексте. Поэтому, я не ограничиваю себя рамками лишь спортивной психологии. Психологи нового поколения — это мастера универсалы в своём роде. Работая с одним человеком, я могу применять знания спортивной психологии, детской, семейной, психологии отношений, достижений… Потому что человек не живёт в полной изоляции, на его психику влияет и то, что у него происходит на работе, и что в паре, семье… Это всё в голове и это всё влияет.
Почему Вы решили стать именно спортивным психологом?
Я делаю упор именно на психологию спортсменов потому, что это психология высших достижений. Мне это близко по духу. Развитие, рост, возможности — это то, что является для меня ведущими ценностями. Как сохранить баланс с остальными ценностями: семья, путешествия, дружба? Спортсменов этот вопрос, как и меня очень волнует, на протяжении карьеры для большинства он встаёт очень часто и даже остро. Есть ещё один профессиональный интерес — где заканчивается та грань, после которой внешняя стимуляция (от тренера, родителей…) начинает уничтожать внутреннюю мотивацию (желание достигать очередных вершин в спорте/жизни)? У меня сын в хоккее и муж. Это, кстати, ещё одна весомая, прямо очень весомая причина, почему именно спортивная психология. Я всегда хотела хотя бы начать говорить о психологическом здоровье в том спорте, в котором, цитирую классика «об этом здоровье здесь лучше помолчать». А мне надо, у меня там пол семьи, и для меня очень важно, что происходит с их психикой. В общем, я замотивирована основательно.
Если есть проблемы у юного хоккеиста, со скольких лет можно обращаться к Вам?
Недавно мы встречались с ребёнком 8 лет. В целом, к школьному возрасту окончательно формируются те отделы мозга, которые позволяют уже делать ребёнку самостоятельные выводы, заключения, осознавать причинно-следственную взаимосвязь. Здесь одно НО — если родитель записывает ребёнка до 14 лет — это, как правило, работа и с родителями тоже. Невозможно менять мышление одного человека, не учитывая особенности той среды, в которой оно сформировалось и продолжает формироваться.
Часто ли к Вам приходят родители хоккеистов и рассказывают, как они срываются на играх и на ребенке дома, после его неудачной игры?
Бывает, и это нормально — нас не учили навыкам саморегуляции, стрессоустойчивости и не рассказывали что такое эмоции, что с ними делать, не нормально, когда мы не хотим этого исправить, или как бы хотим, но ничего для этого не делаем, максимум — стараемся. Между тем тема эмоционального интеллекта сейчас заметно эволюционировала. Раньше в популярной психологии нам говорили, чтобы перестали испытывать негативные эмоции, несли в мир добро, радость. Позже поняли, что так негатив копится и вытекает психосоматическими проявлениями болезней, травм, и решили, что все эмоции надо проживать при этом, научные труды много уважаемых советских учёных и не только, говорят о том, что эмоции — это сигналы организма для психики, сообщающие об обстановке во внешнем мире. Мы же не проживаем красный сигнал светофора, мы просто делаем вывод, что сейчас идти не стоит, а когда загорается зелёный, мы понимаем, что обстоятельства изменились и стратегия «пошли» сейчас более уместна. Вот и с эмоциями ровно так же. Они краткосрочны и информативны. Проживаем мы состояния, чувства, но это уже совсем другая история. Психолог может помочь освоить навыки стрессоустойчивости и повысить уровень эмоционального интеллекта, это залог адекватной реакции на всё происходящее вокруг, не только на действия ребёнка во время игры.
Обращаются ли к Вам люди тесно связанные с хоккеем: тренеры, судьи, врачи, болельщики и другие?
Тренеры, даже не так, я бы сказала — ЗОЛОТЫЕ тренеры. Что меня лично радует в таких обращениях, что запрос о том, как лучше сделать для спортсмена, что можно изменить, чтобы дать максимум возможностей развития потенциала. Фокус внимания, на человеке, а не на результатах, цифрах.
Насколько отличается детская хоккейная психология, от подростковой, юношеской и психологии взрослых?
На столько, на сколько, мы отличаемся от самих себя в детстве, в подростковом и в юношеском возрасте. В возрастной психологии есть особая периодическая система. Мы развиваемся от одного кризиса к другому, испытывая чувство неудовлетворенности в чём-то, мы растём в стремлении этого достичь. Так, ребёнок в год понимает: «ползать надоело, хочу ходить». И долго и упорно тренируется, ходить, не подвергая сомнению, что у него это не получится при первых провальных попытках. И в каждом возрасте наше тело трансформируется, ровно, как и личность. И важно все кризисные этапы проходить максимально в заботе близких, поддержке и понимании. Как в год, мы не ругаем ребёнка за то, что он ещё не освоил прямохождение, а ведь должен был, в книжке развития так написано и сосед вон уже с 10-ти месяцев ходит, так и в последующих кризисах этого делать не нужно. Ведь с каждым разом уровни психического и физического развития будут только усложняться. Важно знать, что происходит внутри человека, с какими внутренними барьерами он сейчас пришёл. И возрастная психология — это один из основных ключей к этому знанию.
Бывали ли у вас курьезные случаи, связанные с Вашей профессией?
Каждый раз, когда друзья или близкие просят меня, как психолога, ответить на какой-нибудь жизненно важный вопрос, я озвучиваю стоимость консультации и свободное окошко — происходит курьёз. Если как психолог, то это работа, а точнее — сотрудничество, то есть подразумевается энергетический вклад обоих участников. А вот по-дружески, это я тоже запросто, как друг с психологическим образованием — легко, но вот если уже как к профессионалу обращаетесь за помощью, значит, вы полностью берёте ответственность на себя и готовы вкладывать в свой успех нужные ресурсы. Чем одно отличается, от другого? После разговора с другом вы можете не поменять своё восприятие, или повлиять, опираясь на опыт, знания друга. А после нашей работы, вы гарантировано меняете восприятие, свои реакции и способы мышления, а вишенка на всём этом торте — что опираться вы при этом будете в первую очередь, на себя самого-самого.
Как вы помогаете, настроиться на победу юному хоккеисту?
Интересный вопрос, я учу скорее немного не тому, я часто говорю, что в каждом спортивном проигрыше есть победа. Учу воспринимать любой исход матча, извлекать для себя опыт, нарабатывать психическую стойкость и использовать это всё грамотно, не болтаться в иллюзиях «всё будет хорошо, я буду думать о хорошем, никакого негатива», а действовать, принимать решения из реально сложившейся ситуации, как она есть. Видеть свои сильные стороны и точки роста, осознавать ответственность и степень важности. И не терять отношение к хоккею, как к игре — живой, эмоционально насыщенной, такой стихийные явления, которыми невозможно управлять, но можно в какой-то степени предугадать и подготовиться.
Как вы помогаете справиться со стрессом перед матчем и в момент хоккейной игры?
Курс о навыках стрессоустойчивости- это мой первый крупный информационный продукт, это моя любовь, то, о чём я могу говорить часами. Почему-то именно стрессоустойчивость занимает лидирующее место на наших книжных полках. Я изучила эту тему так досконально, как препарируют лягушек в медицинских ВУЗах. Собственно, и тема диплома «Навыки саморегуляции в психологии высших достижений». Я владею множеством различных техник, методов, упражнений, которыми варьирую под задачи, особенности работы. Для читателей скажу о самом главном, с чего надо начинать, таком очевидном, простом, поэтому и часто недооцениваемом. С дыхания. Правильно выстроенного глубокого дыхания не только грудной клеткой или животом, а и тем и другим в нужной очерёдности, объёме и частоте. Оно помогает гармонизировать работу всех систем организма в целом, а особенно важно — работу мозга, как управляющего всеми гормональными процессами и гармонии стресса и «антистресса» в том числе.
Какова роль психолога, при подготовке игрока или целой хоккейной команды к сезону?
В спорте, где о психологическом здоровье лучше промолчать, как говорят мастера, я считаю, что важно хотя бы начать об этом говорить. Ведь там играют живые люди с запредельными (для средне-статистического человека) нагрузками. Я как мама, жена хоккеиста и психолог просто не могу позволить, чтоб этот спорт причинял вред моим любимым людям, поэтому я считаю, что роль не только психолога, а в принципе психологической освещённости проблем этого спорта, очень велика. Её невозможно переоценить, а вот недооценённой она остаётся очень часто. Психология — наука о душе. Насколько вам важна душа, настолько важна и работа психолога как для одного спортсмена, так и для целой команды
Чем может помочь психолог, если ребенок излишне агрессивно ведет и себя на хоккейной площадке?
Узнать в чём истинная причина агрессии, проработать необходимость агрессивных реакций и, вместе с родителями, устранить источник негативных реакций или минимизировать его влияние. Агрессия может проявляться как обозначение своих психологических границ, что часто случается в подростковом возрасте, когда ребёнок их нащупывает в окружающем пространстве. А может от недостатка внимания, дефицита эмпатии, происходящего в школе, семье… Очень много вариантов, все перечислить невозможно, да и причиной на практике часто становится совокупность нескольких вариантов.
Как правильно психологически подойти к ребенку родителям, если в хоккее у ребенка плохие результаты?
Важно сначала для себя определить, что в приоритете: спортивные успехи сына или он сам. Отделить собственные ожидания от него. И спросить себя, а что я получу, какую выгоду я буду иметь с того, что мой сын спортсмен? Набросать несколько версий. А потом проанализировать свои ответы: сколько из них про ребёнка, про его потребности, желания и мечты, а сколько ваших? Часто родители воспринимают неудачи детей, как собственные: плохо воспитали, не научили, не смогли, не справились… Это давит на самооценку. И если, с ней всё в порядке, то человек осознаёт всё прекрасно, что бывает по-разному, что нужно отталкиваться от интересов ребёнка, увидеть его без своих проекций, по сути. Посмотреть на ситуацию, не вовлекаясь в эмоции, а по факту: он хочет, но не получается? Или — он не хочет, но кое-как научился за столько то лет. И исходя из честных ответов на эти вопросы, нужно выбирать стратегию действий. Помочь дополнительными индивидуальными тренировками, поддержкой, зимним льдом во дворе, или же этим льдом и ограничиться. От того, насколько честно вы увидели причину неудач, зависит эффективность выбранной стратегии. То есть, не будет ребёнок вас упрекать, что в своё время позволили ему бросить хоккей, если он реализовался как артист, юрист или педагог вообще, и наоборот, будет благодарить, что направили в нужное время в правильное для него русло имеющуюся энергию и способности.
Ознакомиться с инфо-продуктами и актуальными мероприятиями Марии можно на ее сайте