Направление подготовки в первые два года обучения хоккею
Сегодня набор в детские хоккейные школы начинается с пяти лет. Кто-то считает, что это слишком рано, кто-то приводит еще раньше. Дети тоже могут сильно отличаться друг от друга. Одни ведут себя взрослее, они более самостоятельные, уверенные в себе и т. д.; другие еще находятся в «нежном возрасте», окружены заботой и родительской лаской.
Тренеры начинают работу с малышами методично, с легких простых упражнений, постепенно усложняя. К концу первого года обучения пятилетние дети уже начинают кататься по повороту переступанием, отрабатывают на тренировках поворот на внешнем и внутреннем ребре, катаются лицом и спиной вперед. Логика ясна: раньше начнут – раньше научатся. Однако несмотря на то, что некоторые дети, а может и многие, выполняют передвижения на коньках всеми перечисленными и другими способами и даже с неплохой скоростью, взгляд со стороны легко определит, что техника владения коньками у детей отличается от техники взрослых хоккеистов. В народе такую разность в технике называют «детскостью» и объясняют это особенностью возраста. На этом моменте стоит остановиться более подробно.
Строение тела ребенка — соотношение длинны конечностей, пропорции тела — отличается от строения тела взрослого человека, но не настолько, чтобы это могло бы помешать технически правильно выполнить движение. Дело больше в том, что ребенок в пять лет не обладает достаточным уровнем развития физических качеств, чтобы выполнить техническое действие, как взрослый человек. Ему не хватает силы и координации движений. Детям в пять лет, ввиду их психофизиологических особенностей, трудно воспринимать объяснения сложного технического действия (именно поэтому объяснения им нужно сопровождать показом, а обучение двигательным действиям рекомендовано выполнять методом расчлененного упражнения). Они не всегда адекватно воспринимают свое выполнение этого действия. Иногда дети просто не понимают, что от них хочет тренер.
Ввиду вышеперечисленных факторов, освоение большого количества технических элементов на тренировке в 5 лет приводит к поверхностному освоению техники хоккея. Искаженное или неточное многократное выполнение технических элементов приводит к их закреплению. Закрепленный технический навык очень сложно поддается коррекции.
В дальнейшем усложнение заданий и освоение новых технических приемов накладывается на ошибки и недочеты предыдущих технических элементов — в результате формируется неправильная техника. Все это накапливается, как снежный ком. Конечно, к выпуску из хоккейной школы все это можно исправить, а можно получить «полуфабрикат».
Мы предлагаем сократить число умений, которыми должен овладеть ребенок 5-6 лет, до минимума, оставить на изучение базовые умения, на которых строится вся техника владения коньками, и освоить их до идеального состояния.
К базовым умениям первого года обучения мы относим:
- Основную стойку хоккеиста – сюда относится правильная постановка ног, спины, посадка.
- Поворот на двух коньках (вираж) – сюда так же относится правильная постановка ног, поворот головы, плеч, наклон туловища.
- Торможение – способность одинаково хорошо тормозить обоими коньками.
- Упражнения на ловкость – развороты, падения на живот, колени, различные прыжки и т.д. – они являются не совсем базовыми, но просто необходимы для формирования более свободного катания на коньках.
Во второй год целесообразно добавить:
- Поворот переступанием спиной и лицом;
- Скольжение на ребрах.
Добавление новых упражнений не исключает выполнение старых, но уже в меньшем объеме и с повышенными требованиями к качеству выполнения упражнений.
Такой небольшой набор технических умений может показаться очень небольшим, и кто-то может сказать, что пятилетние дети за полгода могут овладеть всеми этими элементами. На это можно возразить, что уметь выполнять можно по-разному. Во-первых, все эти технические элементы нужно отточить до состояния устойчивого двигательного навыка. Для этого каждое движение необходимо повторить не одну тысячу раз, а поскольку маленькие хоккеисты не слишком предрасположены к монотонной однообразной работе, данные элементы должны выполняться в небольшом объеме на каждой тренировке в различной форме. Так как глубина закрепления двигательного навыка определяется способностью его вариативного использования, все вышеперечисленные технические элементы можно выполнять в различных вариациях. Например, основную стойку хоккеиста можно отрабатывать спиной, при прыжках, на одной ноге, с приседаниями и т.д. Также данные элементы можно использовать в подвижных играх и игровых упражнениях, что также поможет разнообразить тренировочный процесс и предотвратить монотонность.
Все дети разные, одни осваивают новые движения быстро, другие медленно. Ребенку, освоившему какой-либо технический элемент раньше других, будет не вредно и даже полезно выполнять его для еще более глубокого закрепления и улучшения качества этого движения. Ведь совершенству, как известно, нет предела. В это время остальные ребята освоят технику движения в полном объеме. В команде не будет игроков с пробелами в катании, игроки будут кататься как один.
Сейчас существуют различные варианты программ и методической литературы для детей 5-6 лет. Во всех этих источниках количество технических элементов, предлагаемых для освоения детьми в первые год – два занятий хоккеем, гораздо больше, чем изложено в данной статье. В некоторых их несколько десятков, в некоторых — больше сотни. Они включают в себя как элементы техники владения коньками, так и элементы техники владения клюшкой, в них входят упражнения на ведение шайбы и на отработку передач. Увеличение количества технических элементов неизбежно отрицательно сказывается на качестве их выполнения. Некачественное их выполнение не только формирует неправильный навык, но и снижает интерес к новым упражнениям в дальнейшем. Ребята в 9 – 10 лет уже «все видели», они пресыщены упражнениями, их все тяжелее заинтересовать. В итоге сами упражнения приобретают характер вынужденной части тренировки – время, которое нужно перетерпеть до игры в хоккей. А в 14-15 лет работу над техникой владения коньками (и вообще работу над исправлением мелких ошибок в технике) ребята воспринимают как «шаг назад», что иногда даже может подорвать авторитет тренера.
Таким образом, мы предлагаем постепенное поэтапное освоение программы с изучением базовых элементов техники в различных вариантах и условиях применения. Более качественное освоение технических элементов облегчает и ускоряет освоение последующих. Конечно, такая работа требует от тренера изобретательности, чтобы тренировка не превратилась в однообразный монотонный процесс, и продуманного планирования работы, чтобы исключить топтание на одном месте. Кроме того, у тренера должно быть четкое представление о том, чему он должен научить детей за конкретный отрезок времени.
Следует иметь в виду, что работа над техникой должна присутствовать на протяжении всей карьеры хоккеиста, а не только в период изучения того или иного технического элемента.