Авторитарный стиль управления хоккейного тренера
Демократический стиль управления командой является наиболее комфортным для всех участников подготовки хоккеистов. Тренеры меньше тратят нервов, у спортсменов меньше стресса на тренировочных занятиях. Чтобы тренеру-адепту демократического стиля управления командой поддерживать дисциплину, исполнительность и высокий уровень самоотдачи спортсменов на тренировках и на соревнованиях, ему необходимо обладать высоким уровнем личностных качеств и авторитетом у воспитанников. Далеко не все тренеры обладают такими качествами. И поэтому, чтобы добиться послушания от воспитанников, тренеры используют авторитарный стиль управления командой.
Авторитарный стиль управления имеет все права на существование. Он оправдан своей эффективностью и высокими спортивными результатами. Жесткий стиль руководства тренера позволяет поддерживать высокий уровень дисциплины и добиваться полной самоотдачи от спортсменов. Но чтобы вести тренировки в авторитарном стиле, необходимо обладать не только высоким уровнем личностных качеств, но и высоким уровнем компетенций в своей профессии. Беспрекословное выполнение спортсменом указаний тренера без учета мнения спортсмена, его самочувствия, его желаний налагает на тренера большую ответственность. В неумелых руках авторитарный стиль управления превращает тренировочный процесс в тиранию и «самодурство» тренера.
Приведем примеры из практики. Тренер набирает группу или заступает на должность тренера в детскую хоккейную школу. Дети постепенно привыкают к тренеру и начинают чувствовать себя свободнее и дисциплина в группе расшатывается. Не умея привести в порядок дисциплину «мирными способами», тренер начинает кричать. Крик взрослого человека подавляет детскую волю, и дисциплина временно налаживается. Со временем дети привыкают к крику тренера, и в ход идут другие меры воздействия на ребенка: наказания, удаления с поля, с тренировки, из состава и так далее. Подобные меры нельзя назвать адекватными, поскольку в результате их применения всегда есть ущемленная сторона. Это, в свою очередь, может иметь негативные последствия для всего коллектива, поскольку максимальное развитие команды является результатом максимального развития всех игроков. Иногда тренер просто не учитывает индивидуальные особенности ребенка, его семейную ситуацию, возможности его родителей (удаленность места проживания, материальные возможности, дефицит времени и т.д). Хуже всего, когда тренер позволяет себе кричать на родителей, командовать и обращаться к ним неуважительно. Этим он еще более подрывает свой авторитет и показывает себя с невыгодной стороны.
Детскому тренеру необходимо помнить, что для родителей их ребенок – самое дорогое, что у них есть. И это самое дорогое они доверили тренеру, этим повышая значимость тренера, выказывая ему свое уважение, так как самое дорогое не отдают человеку, которого не уважают. Дальше уже работа тренера должна оправдать оказанное доверие. Если тренер не уважает родителей, грубо или некорректно с ними разговаривает, он постепенно может утратить уважение окружающих. Вы же не будете уважать человека, который не уважает вас. Из этого могут вырасти конфликтные ситуации, которые всегда отрицательно сказываются на процессе подготовки спортсмена. Ну а если при вежливом отношении к родителям, они потеряли доверие к тренеру, значит компетенции тренера недостаточны, и тренеру следует задуматься о повышении качества его работы.
Конечно, в жизни бывают разные ситуации: неадекватные родители, слишком активные, не разбирающиеся в деятельности тренера и т. д. Нужно помнить всегда: хорошие доброжелательные отношения только помогают процессу подготовки хоккеистов, делают его эффективнее и добавляют авторитета тренеру и родителям в глазах ребенка.