Классификация элементов в фигурном катании
Трудно найти человека на Земле, которого бы фигурное катание оставило равнодушным. Красота движений и мастерство исполнения маневренных элементов вызывают трепет в душе. Но за этим лежит тяжелый труд и годы тренировок фигуристов. Их уровень профессионализма растет постепенно, беря начало с закрепления базовых навыков и простых компонентов, и продолжаясь поэтапным освоением более сложных.
База
Подготовка фигуристов состоит из изучения ледовой техники художественного катания и других видов тренировок, включающих физподготовку и хореографию. Необходимо научиться держаться на коньках, сохранять равновесие и координацию, уметь правильно останавливаться и падать. У детей обучение начинается с освоения правильной стойки на коньках, когда спина выпрямлена, колени чуть согнуты и руки разведены в стороны. Страх падения, неуверенность и дрожь в ногах проходят после освоения базовых навыков. В начальный набор элементов для закрепления и развития умений входят подводящие упражнения:
- ходьба плюс «саночки» — выполняется из стойки: ноги вместе, руки в стороны, после двух шагов вперед фигурист приседает с разведением верхних и нижних конечностей в стороны и двигается по площадке в такой позе;
- «елочка» — выглядит как поочередное передвижение конечностей с отталкиванием ото льда с помощью ребер коньков без задействования для движения зубцов, имитирует движение на лыжах (остается след в виде елки);
- «фонарик» — исполняется в виде последовательного разведения и сведения ног с оставлением после движения полукругов (рисунка в форме фонарика);
- «полуфонарик» — выполняется из позиции, когда опорная конечность согнута в колене, а другая выпрямлена и отведена в сторону. Отталкивание начинается лишь одной ногой с вырисовыванием полукруга на льду и продолжается только второй конечностью;
- «змейка» — происходит поочередное отталкивание ногами от площадки на внешнем ребре конька и скольжением свободной конечности на внутреннем;
- «самокат» — напоминает движение на самокате, когда одной конечностью толкаешься, а на другой едешь. Здесь правая нога будет опорной, левая – толчковой. Упражнение подготавливает фигуриста к освоению перебежек вперед;
- «козлик» — является подпрыжкой без совершения поворота. Прыгается с хода вперед на зубец той же конечности с быстрым переходом на ребро противоположной.
Элементы скольжения
Скольжение выполняется с помощью поочередного отталкивания ног от ледовой арены с одновременным переносом веса с одной стороны тела на другую. Тот же элемент может демонстрироваться на правой или левой конечности, на внешнем или внутреннем ребре, при движении вперед либо назад. Сюда входят:
- дуги — в виде скольжения вперед или назад попеременно на наружном либо внутреннем ребре конька с образованием на льду окружности (считаются основным движением в дисциплине);
- перебежки — относятся к упражнениям для отработки специального шага, предназначенного для разгона фигуриста перед выполнением сложных элементов;
- перетяжки — представляют собой смену ребра скольжения без замены опорной ноги либо направления движения, активно используются в шагах и связках, обязательных фигурах и спиралях;
- цапелька – практикуется как упражнение на равновесие при освоении длительного скольжения на одной ноге, когда свободная конечность согнута в колене и ее конек прижат к коленному суставу опорной ноги;
- циркуль – движение вперед или назад на внутреннем или наружном ребре вокруг опорной конечности, которая ставится на зубец. Элемент относится к спиралям и напоминает рисунок циркуля в тетради.
Торможение и повороты
Для только начинающих осваивать катание наиболее простым способом затормозить будет остановка с упором на пятку ведущей конечности. Затем осваивается техника «плуг», при которой пятки разводятся в стороны, стопы и колени сводятся вместе, а торможение происходит обеими ногами одновременно. Для срочной остановки подходит вариант с вдавливанием задней части конька в лед, как бы ввинчивая лезвие в его поверхность. Для поворота фигурист делает наклон в нужную сторону и толкается внешним ребром конька. При этом, чем поворот резче, тем ниже наклон корпуса.
Шаги
Все шаги подразделяются на 3 блока: без смены ноги, направления и ребра, со сменой ноги и со сменой и ноги, и направления. В число простых элементов входят:
- тройки — в виде разворота на одной конечности со сменой ребра конька и направления движения (оставляет след в виде цифры 3);
- скобки — с оставлением на поверхности после поворота следа в форме фигурной скобки;
- петли – после скольжения по дуге делается быстрый поворот вокруг своей оси и выезд в первоначальном направлении;
- крюки – в виде исполнения поворота на одной ноге с началом движения тройкой и завершением скобкой;
- выкрюки – движение начинается скобкой, а завершается тройкой.
Статические позы
При выполнении статических поз главное – держать спину ровно и неподвижно. При отталкивании зафиксировать красивую позу и двигаться дальше:
- ласточки – фигурист скользит, держа корпус горизонтально льду и вытянув свободную ногу назад;
- флажки – исполняются на одной ноге с максимально поднятой второй конечностью, поддерживаемой рукой или без поддержки;
- бильманы – при выполнении фигурист делает захват руками конька поднятой конечности.
Вращения
Повороты на месте вокруг своей оси называются вращением. Выполнять их можно по часовой и против часовой стрелки, вперед и назад, с переменой положения, сменой одной конечности на другую и заходом прыжком. Из базовых различают: вращательные движения стоя – винт, сидя – волчок и в позе ласточки – либела.
Прыжки
На начальном этапе обучения дисциплине уделяется внимание развитию навыков отталкивания и вылета, прыжкам. Прыжки считаются наиболее сложным элементом катания. Под ними понимается не только отрыв от ледовой поверхности, но и вращение в воздухе в 1, 2, 3 и более оборота. Выделяют реберные (аксель, риттбергер, сальхов) и зубцовые прыжки (тулуп, флип, лутц). Первые исполняются толчком ребром опорной конечности (конек чиркает поверхность льда). Во втором случае толчок осуществляется зубцом конька свободной ноги – фигурист бьет зубцом об лед и устремляется вверх. Кроме них есть еще подскоки – прыжки до полуоборота и прыжки во вращении. К основным относятся:
- тулуп (простой) – с движения спиной вперед на внутреннем ребре правого конька фигурист заводит левую конечность за правую и совершает толчок зубцом;
- сальхов (простой) – делается с левой конечности с махом правой вокруг корпуса;
- риттбергер (сложный) – фигурист скрещивает ноги перед тем, как оттолкнуться от ледовой поверхности, отталкивание происходит за счет рывка вверх;
- аксель (сложный) – отличается неполным числом оборотов ввиду выполнения элемента на ход вперед;
- флип (сложный) – исполнитель идет на прыжок с разворота и толкается правым зубцом конька;
- лутц (сложный) – после длительного скольжения на левой конечности исполнитель бьет зубцом правого конька о поверхность и подпрыгивает.