Психология спортивных побед
«Фигурное Катание» довольно красивый и сложный вид спорта не только физически, но и психологически. За годы практики, уже сформировались шаблонные и сезонные проблемы этого вида спорта. Из фигурного катания часто родители приводят детей с такими задачами как:
- Низкая самооценка.
- Отсутствие желания тренироваться.
- Не сдать на разряд.
- Не получится программа на соревнованиях, а на тренировках она идеальна.
- Ничего не хочет делать.
- Вишенка на торте — Я хочу, чтобы она или он тренировались, а ребенок не хочет.
Переход из индивидуального вида спорта в командный
Мы знаем, что фигурное катание индивидуальный вид спорта, но есть синхронное фигурное катание — это уже командный вид спорта, иногда дети, переходят из индивидуального в синхронное, теряются и сложно адаптируются. Несколько лет подряд наблюдал такую картину: перед летом все сдавали разряды, и родители и тренеры обращались за помощью, чтобы настроить детей на сдачу, мы благополучно решали эту задачу, а после лета, когда начинается новый тренировочный сезон, обращались за помощью, потому что дети не хотят больше заниматься и с этой задачей мы так же справлялись. Но решения так и не настало, потому что это были разовые «акции». В спортивной психологии важна систематичность, нужен поэтапный план и работа в тандеме психолога с тренером и родителями. Спортсмена можно настроить один раз, два, а потом это уже будет заезженная пластинка. Настраиваться на тренировку, на соревнование это тоже навык, который нужно формировать в спортсмене, уже с детства.
Как упоминалось ранее, фигурное катание, довольно сложный вид спорта. Само по себе понятие спорт несет в себе глубокий смысл: Возникает вопрос, как помочь своему ребенку в спорте? Однозначного ответа и формулы нет. Но чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо ответить на несколько других вопросов. Вот один из них.
Есть несколько разновидностей спорта:
- Спорт как ЗОЖ (здоровый образ жизни), что позволяет заниматься физической культурой, развиваться ребенку разностороннее без вреда его здоровью, зарождая навыки дисциплины и культуры к занятиям спортом.
- Спорт как профессиональное занятие — это спортивная карьера, которая предполагает более глубокое включение в тренировочный процесс, сюда подключаются такие понятия как воля, преодоление, более жесткая дисциплина, чаще всего занятие спортом профессионально отразится на здоровье ребенка.
В этом понятии спорта, скорее всего жизнь ребенка очень тесно связывается со спортом, даже когда он закончит быть спортсменом, его деятельность будет связана со спортивной карьерой, например тренерство, журналистика, возможно медицина, или агентство. Спорт высших достижений — это когда спорт не только твоя профессия, но и тяжелая ноша, когда спортсмен будет представлять лицо Страны на разных видах соревнований, таких как ЧМ, Олимпиада и т.д. Так вот нам нужно понять, какую разновидность спорта мы желаем нашему ребенку?
Продолжая тему, как помочь своему ребёнку, мы уже говорили том, какую разновидность спорта мы выбираем.
Теперь, следующая наша задача, решить кому это больше нужно, родителю или ребенку?
Зачастую родители любят отражать свои нереализованные амбиции в детях, потому что ребенок еще не может сказать «НЕТ, я не хочу заниматься теннисом, я всегда хотел быть баскетболистом» Для того, чтобы определить, что хочет ребенок, нам нужно дать ему возможность попробовать себя в других видах спорта. Наряду со спортом, обратиться к специалисту, чтобы посмотреть расположенность ребенка к спорту и наукам. Бывают дети, которые не хотят быть спортсменом, у них другой склад, они готовы ходить на секцию, ради удовольствия, а не работы, а на самом деле ребенку уже может нравиться конструктор и в дальнейшем он найдет свое применение в бизнесе, нежели в спорте. Так вот как помочь? Дать ребенку выбор. Сразу забегу вперед, выбор выбору рознь. Если мы познакомились подробнее с расположенности ребенка, и у нас явный спортсмен, а он не хочет быть им, то следующий этап, это создать вокруг ребенка условия, чтобы ему было интересно заниматься спортом, вовлекать его в спорт, прошу отметить, не тренировать до смерти, а вовлекать, самим интересоваться, обсуждать, спрашивать его мнение и слушать, что он говорит Вам.
Автор Статьи: Никита Рощин — спортивный психолог