История вратарской маски
Современная маска вратаря – самый яркий и красивый элемент экипировки хоккеиста, нередко представляющий собой настоящее произведение искусства. Конечно, она не всегда была такой. Первые маски были самодельными и даже воспринимались как чудачество игроков.
Как появились первые маски
Хотя по официальной версии авторство маски принадлежит семикратному обладателю приза «лучшему вратарю НХЛ» и легенде «Монреаля» — Жаку Планту, некоторые голкиперы и до него выходили на ледовую арену в самодельных масках. Так, например, вратарь из Японии Тейджи Хонма выступал на Олимпиаде в конструкции, очень схожей с амуницией бейсбольных кэтчеров 30-х годов. А Клинту Бенедикту после серьезной травмы с сотрясением мозга, переломом носа, раздробленной скулой и опасным рассечением пришлось играть в маске с огромной носовой частью, правда, совсем недолго – всего пять матчей. Курьезная на вид экипировка, сделанная из кожи и проволоки, была очень неудобной и препятствовала обзору.
Что же касается Планта, то он носил свою плотно прилегающую к лицу маску из стекловолокна не только на тренировки, но и на игры с 1956 года вопреки пожеланиям тренера и насмешкам членов команды. За право выходить на лед в маске вратарь проявил немалое мужество и не проигрывал 18 матчей подряд. После этого Жака перестали называть трусом, а другие игроки НХЛ тоже начали экипироваться в маски из фебергласса, постепенно превратив их в заметный элемент экипировки.
70-е и индивидуальность
В 1970-е годы вратарские маски сделались повсеместным явлением в Национальной хоккейной лиге, а также стали подчеркивать яркую индивидуальность своих владельцев. Первопроходцем оказался голкипер «Филадельфии» Дуг Фавелл, раскрасивший свою маску в оранжевый цвет в честь Хэллоуина, чем немало эпатировал публику. Еще один вратарь Рогатьен Вашон – обладатель Кубка Канады-76 нанес на стекловолокно пару роскошных королевских корон с логотипа клуба. В раскрашенной в клубные цвета маске, которую можно считать первой художественной росписью, появился Глен Рош по прозвищу «Чичо». А вот один из сильнейших североамериканских вратарей Тони Эспозито отличился тем, что дополнил классическую пластиковую маску защитной сеткой. Вообще ведущим производителем голкиперских масок для юниорских лиг в 70-е годы был Мишель Леферб. Среди его клиентов значатся: Сен-Лоурен, Вашон, Дион и другие.
Современные маски
В 80-х годах стали появляться приближенные к современным хоккейные маски, называемые «птичьей клеткой». Их специфическая форма позволяла игрокам меньше контактировать с шайбой и обеспечивала достаточную защиту лица. В настоящее время для изготовления масок используют сочетание многослойного фибергласса и кевларовых вставок, а внутренние прокладки производят из каучука и пены, сетку делают из сплава титана и нержавеющей стали. Маску снабжают специальными отверстиями, обеспечивающими дополнительную вентиляцию и снижающими общей вес конструкции. Дизайн конструкций очень разнообразный, позволяющий вратарям самовыразиться.
АЭРОГРАФИЯ НА ВРАТАРСКОМ ШЛЕМЕ
Аэрография на вратарском шлеме это и зомби, и оскалы хищников, и русалки, и военная тематики и многое другое. Причем стоимость рисунка зачастую приближена к цене шлема среднего класса. Одним из главных модников считается Марк-Андре Флери из «Вегас Голден Найтс», ведь на его шлемах очень много золота.